Проект реализуется с использованием гранта
Президента Российской Федерации

//Публикации Терезы Оболевич

С.Л. и Т.С. Франк о страдании

16 (28 по старому стилю) января мы отмечаем 144-ю годовщину рождения С.Л. Франк, а недавно, 10 декабря – 70-ти летие его смерти. Можно с уверенностью сказать, что не было бы Франка как необычно плодотворного и глубокого философа, если бы не любовь и самоотверженная помощь его жены, Татьяны Сергеевны Барцевой, родившейся 8 июля 1886 г., а умершей 28 ноября 1984 г. За свою долгую супружескую жизнь Франки испытали немало невзгод: Первая мировая война, прервавшая пребывание в Мюнхене, где С.Л. Франк работал над книгой «Непостижимое», революция, голод на Волге, эмиграция и последующее скитание по Европе, тягостная Вторая мировая война, не говоря о болезнях, гибели зятя Поля Скорера, тяжелой контузии сына Алексея, душевных переживаниях и страданиях.

Тема страдания – во всех его аспектах – не была для С.Л. Франка и его жены (а затем вдовы) чисто теоретической проблемой, а «хлебом насущным». Этому вопросу мыслитель посвятил немало текстов, как философских и богословских, так и страниц своих дневников и писем. После гибели Поля Скорера Франк писал дочери Наталье: «Страдание должно просветлять, углублять душу, расширять душу, и потому ее животворить. (…) Я давно уже пользуюсь таким образом: страдание это раскаленный зонд, впускаемый в духовные дыхательные пути; пока он не дошел до конца, человек испытывает мучительное жжение и задыхается; но когда он дошел до конца, он прочищает дыхательные пути и человек начинает дышать по-новому, глубоко и свободно – как не дышал раньше. Поверь мне, это не надумано, а прочувствовано. Пережившие глубокое страдание суть люди избранные, они владеют глубиной, недоступной другим, и в этой глубине сияет тихий свет, озаряющий и осмысляющий жизнь».

Эти строки – проникновенное свидетельство личного духовного опыта С.Л. Франка, который смог свои собственные муки принять как непостижимый, употребляя его излюбленное выражение, дар Бога, который и есть единственный ответ на неразрешимую проблему страдания. «“Объяснить” зло значило бы “обосновать” и, тем самым, “оправдать” зло», – писал Франк в трактате «Непостижимое». В архиве недавно усопшего внука философа, о. Петра Скорера сохранилась машинопись, подписанная рукой Т.С. Франк: «“Путь страдания. Т. Франк”. 2-3 сна о Семенушке». Ниже мы предлагаем читателям ее текст, который представляет собой собственные размышления вдовы Франка после ухода мужа и который перекликается с его мыслями на тему зла и страдания.


О страданиях

Путь страдания

Как часто страдающий спрашивает себя, обращается к Богу, к окружающим с недоуменными вопросами – почему, для чего, зачем я страдаю? И долго не имеет ответа…

Но идя по ступеням новой для него лестницы, которая появляется на его пути – он постепенно, медленно, бесконечно медленно, с трудом сквозь мрак и боль страданий начинает видеть или вернее открывать в глубинах своего сердца новое знание и понимание посылаемых ему страданий.

Оно дается нам для того, чтобы своей волей мы сумели преодолеть его, и на этом пути открывается возможность выстрадать и перестрадать страдания, и тогда мы испытываем их не как злое наваждение, не как бессмысленное зло, а наоборот: как бы исцеление от бедствий, как путь к Богу. Вне преодоления страданий остается одна муть, один мрак, а путем преодоления мы вступаем на путь, ведущий нас к Богу. Страдание странным образом, непонятным для нас путем открывает в нас то, чего мы никогда не знали и не могли поверить, что таится в глубине нашего сердца, оно очищает наши глубины от земной слепоты, от эгоизма, от мести, от злобы – и неожиданно для нас самих мы получаем огромные подарки, выстраданные нами: терпимость, прощение и любовь.

Разве уход от нас наших близких, дорогих не бросает нас на путь, усеянный тернием, залитым слезами и безнадежностью, и разве те же слезы и тернии, впиваясь в наше сердце медленно, мучительно вскрывают в нем надежду, веру, любовь и тихое-тихое знание совсем иного чувства Правды Божьей, и не эти ли слезы поднимают завесу и открывают нам возможности, совсем иные, чем нам казалось. Казалось нам, что душа и сердце пустыня, все выжжено, корни как бы вырваны, и неожиданно какие-то крохотные побеги от слез уже взошли, чтобы принять Божью благодать, с помощью их ушла мрачная, страшная безнадежность, и еще отравленная страданиями и еще горящая от страшного ранения душа и сердце ждут от Бога милости, которая должна укрепить их для нового принятия страдания. И каждое самое малое чадо Божие по примеру Спасителя, как бы искупает себя страданиями на новое принятие жизни.

«Только замкнутой в себе душе страдание есть адская мука, доводящая до отчаяния – мука бессмысленного горения в пожирающем пламени, душе, уже открывшейся вглубь, оно есть тяжкий подъем к небесному блаженству – чудо причастия неизреченному и неисповедимому таинству божественной жизни», – так говорит в своей книге мой дорогой навсегда и здесь, и «там, у Бога» мой муж («Непостижимое»). Все ли могут дойти до такого блаженного состояния – неизвестно – это тайна каждой души, но путь указан.

«Быстрейший конь, который довезен тебя до совершенства, есть страдание». Мейстер Экхарт.

Несколько поразительных примеров хочется привести как показания воскресения души под влиянием страдания. После падения национал-социалистов в Германии в лагерях, в которых томились тысячи депортированных, в том числе и евреи, дожидавших своей трагической кончины – были найдены письма, дневники, заметки несчастных. И часто в письмах вопрос: «зачем мне нужно убить убийцу моих дорогих, никто не вернет мне его, мстить я не могу и не хочу, память об ушедшем запрещаем мне это». Как это неожиданно и удивительно, великая скорбь заставляет человека родиться вновь, стать уже иным – забыта месть, злоба, им нет места в душе страдающего. Весь мир открывается им с другой стороны, душа отошла уже от обычных мерил, она через страдания окунулась в вечность, и оттуда нагруженная, одаренная вернулась в жизнь совсем иная.

Вот еще – человек, просидевший годы у немцев в одиночной камере много лет, каждый день ждавший своей казни – не находил в своей душе ни злобы, ни мести, он просто перестал это понимать. Что это? Это заслуженная награда с небес, это, как говорит ветхозаветный псалмопевец: «Ты не оставишь души моей в аде». И так умываются страданиями, как живою водою, люди, прошедшие огненные реки мук. Страшно поднять свои глаза и увидеть эти бесконечные ступени и боится сердце, что труден будет ему этот подъем – не видать ему из-за слез света, но идти и идти. Не идти нельзя, надо обретать медленно сладость веры и покой. «Блаженны плачущие – яко тии утешатся».


Сестра Тереза Оболевич