Проект реализуется с использованием гранта
Президента Российской Федерации

//Публикации Терезы Оболевич

Философия дара и благодарности

Старопольская пословица гласит: «Кто благодарит – дважды просит». Благодарность – это то качество, которое очень деликатно, а при этом внушительно и красноречиво характеризует человека и его отношение к окружающим, друзьям и незнакомым людям, далеким и близким. Сколько раз неподдельное «спасибо» за даже незначительную помощь и услугу давало начало крепкой длительной дружбе и сколько раз равнодушие клало конец столь много обещающим некогда связям… Омар Хайям прекрасно выразил эту в следующих строках:

Один не разберет, чем пахнут розы,

Другой из горьких трав добудет мед…

Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,

Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет…

С.Л. Франк был несомненно благодарным и отзывчивым человеком. Все его письма пестрят словами признательности своим корреспондентам на разных языках. И это не была всего лишь дань вежливости. Он действительно искренне был убежден в том, что вся его жизнь, каждая встреча, каждое событие и каждая оказанная ему помощь – как духовная поддержка, так и материальная подмога – есть дар, который должно от-благо-дарить, т.е. как-бы вернуть дарителю – не в качестве возмещения, а ответного дара, который обогащает и дарящего, и дарителя. У Франка это была потребность души. Он не только благодарил своих друзей и всех доброжелателей за конкретные поступки, но и «за доброе отношение ко мне» (как он писал к чете П. и Н. Струве), «за внимание и гостеприимство» (из письма к В. и Ф. Ельяшевич), «за любовь и ласку» (в письмах жене).

Франк чувствовал необходимость выразить благодарность не только многочисленным адресатам своих писем, но и тем, кто помогал ему во время работы над книгами (например, в предисловии к «Душе человека» звучит признательность историко-филологическому факультету Петроградского университета, а в «Непостижимом» – издательскому комитету «Русской Научной Библиотеки»). Но прежде всего – Франк осмысливал свою сопричастность многовековой философской традиции и благодарил своих учителей и наставников, даже отдаленных во времени. В работе «Реальность и человек» Франк признавался: «Влияние на меня мировоззрения Вл. Соловьева было, очевидно, бессознательным. Но я охотно и с благодарностью признаю себя в этом смысле его последователем. Сознательно моя философская мысль определена – как это, может быть, известно читателю, знакомому с прежними моими работами, – платонизмом вообще и, в частности, влиянием двух величайших его представителей – Плотина и Николая Кузанского. Многим я обязан знакомству с мистической литературой». Также о своем друге П.Б. Струве писал: «Я бесконечно многим обязан ему в моем умственном и духовном развитии».

Конечно, в первую очередь Франк был благодарен Богу. На страницах его работ можно встретить много строк о том, что Бог есть источник всякого блага. В своих выписках из книг Франк рассуждал: «Славянское “бог” (тот же корень, что и “богатый” – ведическое “bhaga”, от bhag – даровать – означает дарующий; в этическом смысле в Ригведе эпитет разных богов; зендское bagha, фригийское Zεὺς Βαγαῖος. Богатый, щедрый, дарующий бог». В христианстве Бог совершенно бескорыстно, без всякой заслуги с нашей стороны позволяет нам снискать дары Святого Духа. В то же время, эти «дары благодати, в силу которых мы только и можем достигнуть этой основной христианской цели, предполагают с нашей стороны нравственное усилие самораскрытия души для обретения этих даров; и есть целое сложное искусство или, если угодно, целая наука, разработанная на опыте многих поколений мастеров христианской жизни, каким способом и в каких формах мы можем лучше и легче всего осуществлять эту необходимую для обретения даров благодати внутреннюю духовную активность», – подчеркивал русский философ в книге «Свет во тьме». Дар имеет синергийный характер: он берет свое начало в Боге, а находит продолжение в человеке как получателе, более того, дальнейшем распределителе и приумножителе дара. В этом и состоит смысл всякого творчества как соработничества Бога и человека, Дарителя и получателя – не только творчества художественного или научного, но и нравственного созидания. В эссе о нравственном идеале и действительности Франк рассуждал: «Мы должны смотреть на жизнь – как говорил Вл. Соловьев – с высоты, но не свысока. Возвышенный нравственный идеализм, влекущий жизнь вперед, не должен превращаться перед лицом бытия в гордыню и самомнение; он должен и может сочетаться со смиренным уважением к всеобъемлющей реальности, в лоне которой он сам зарождается и творит новую жизнь».

Всякий дар, а особенно дар божественный означает безвозмездность и бескорыстность, отречение от себя, выход к другому, жертвенность, иначе он не будет даром. Наряду с этим дар предполагает благодарность за него как ответ со стороны получателя дара, что позволяет ощутить и осознать природу дара как такового. В книге «С нами Бог» Франк писал: «Конечно, и мы активно обращаемся к Нему [Богу], мы молимся Ему, мы выражаем Ему искание и томление нашей души или нашу благодарную радость; но все это уже предполагает наше знание Его бытия, Его присутствия; а это знание есть не итог нашего любопытства, наших познавательных усилий, а некий дар с Его стороны; испытывается, как исходящее от Него самого, Его “явление”, Его самооткровение нашей душе, Его призыв к нам». Дар и благодарность – это две стороны одной реальности. 


Сестра Тереза Оболевич